Олимпийский класс яхт. Основные технические характеристики

К олимпийским яхтам относится несколько классов, выбранных для использования на Олимпийских играх.

Перечень этих классов определила ISAF – Международная федерация парусного спорта: «49er», «470», «Star», «Laser Radial», «Laser Standard», «Торнадо», «Neil Pryde RS:Х», «Yngling», «Финн».

Крылатый «Сорок девятый»

Максимальная длина судна не должна превышать 4,9 метра, ширина – от 2 до 2,9 метра. Вес составляет 125 килограммов. Площадь парусности в квадратных метрах: грот – 15, стаксель – 6.8, генакер – 38. Экипаж «49er» должен состоять из двух человек.

Первую яхту этого класса создал потомственный конструктор Джулиан Бетвейт. Он полностью изменил оснастку класса «скиф», изогнул и хорошо зафиксировал мачту. Получилась легкая, миниатюрная и обтекаемая лодка. Дебют «сорок девятого» состоялся на Сиднейской Олимпиаде в 2000 году.

Основание этого швертбота имеет конструкцию типа «сэндвич». Внешние слои покрыты углеволокном. Легко выдвигаемые крылья позволяют адаптировать судно к различному весу экипажа. Мачта у основания сделана их алюминия, завершается более прочным фиберглассом. Парус прозрачный, из майлара и армированных волокон. Эллиптический грот поддерживают пять сквозных латов.

Шустрый «470»

Длина яхт этого класса, как следует из названия, 4,70 метра, ширина – 1,72 метра. «470» весит 120 килограммов. Площадь парусности составляет: 9,45 для грота, 3,59 для стакселя и 12,16 для спинакера.

История класса берет исток в 1965 году, когда яхтенный строитель из Франции Андре Корню задумал создать яхту для молодых любителей гонок. Судно планировалось строить из стеклопластика, что повлияло на конструкцию в целом – узкая ватерлиния, значительный развал бортов, из-за чего смоченная поверхность становится небольшой. Двухместный швертбот этого класса стал олимпийским в 1972 году.

Корпус обладает герметичным форпиком, двойным дном и отсеками непотопляемости, что дает возможность при опрокидывании быстро вернуть прямое положение.

«Нил Прайд» – оплот виндсерфинга

Максимальная длина в этом классе – 2,79 метра, ширина – 0,93 метра. Вес – до 16 килограммов. Площадь парусности – 9,5 / 8,5 квадратных метров.

Neil Pryde RS:Х – это парусная доска из стекловолокна и карбона. В 1968 году один яхтсмен и один серфер-экспериментатор запатентовали изобретение, состоявшее из доски для серфинга и прикрепленного к ней паруса. Так американец Джим Дрейк и его друг Хойл Швейцер официально стали родоначальниками виндсерфинга, завоевавшего бешеную популярность в течение следующих десяти лет.

С 2008 года стремительный «Нил», разработанный гуру виндсерфинга Жаном Боулдоиресом, стал олимпийской доской, чьи главные фишки – выдающиеся ходовые качества, корпус конструкции «сэндвич», карбоновая мачта с прогибами. «Нил» особенно хорош для гонок при волнении и нестабильном ветре.

Гордый «Финн»

Длина не превышает 4,5 метра, ширина – 1,53 метра. Площадь парусности – 1,5 метра. Весит судно 133 килограмма.

Эта легкокрылая красавица родилась по необходимости, когда в Финляндии лихорадочно разрабатывали яхту для Олимпийских игр 1952 года. Швед Рихард Сарби, конструктор каноэ, создал простую и функциональную лодку, которую и сделали олимпийским швертботом.

Поначалу «Финн» изготавливался из пластика и алюминия, но сегодня его делают из углепластика и стекловолокна. Конструкция несколько изменилась – теперь мачта имеет обтекаемые элементы. Однако, силуэт оснащенной кевларовым парусом яхты остается изящным и узнаваемым.

Точность «лазерного» попадания

Максимальная длина в классе – 4,23 метра, ширина – 1,37 метра. Площадь парусности составляет 5,76 квадратных метра у «Laser Radial» и 7,06 у «Laser Standard».

Яхту, запросто транспортируемую на крыше автомобиля, придумал Брюс Кирби. Олимпийским классом она стала в 1996 году. Этот гоночный монотип отличается сравнительно простой конструкцией, благодаря которой многие яхтсмены отдают предпочтение именно ему.

Главная особенность швертбота – принцип «три в одном». В зависимости от размера мачты и паруса, спортсмены получают три разные лодки. У «радиала» эти показатели меньше. Есть различия также в форме корпуса, выполненного из стекловолокна. «Стандарт» рассчитан на опытных яхтсменов, а «радиал» (название дано из-за радиального покроя паруса) подходит для юниоров.

Самый «звездный» класс

Допустимая длина лодки класса «Star» – 4,72 метра, ширина палубы – 1,73 метра, парусная площадь – 26,5 квадратных метра. Весит судно аж 662 килограмма.

Прародительница «звездного» класса, небольшая яхта «буг», появилась в начале прошлого века с легкой руки конструктора Уильяма Гарднера. Постепенно корпус увеличивался и модифицировался, и в 1911 года миру предстал первый монотип «Star». Быстро завоевав популярность американских яхт-клубов, класс стал олимпийским уже в 1932 году. С тех пор конструкция лодки практически не подвергалась изменениям, оставаясь, тем не менее, актуальной. В комплект парусов входят грот, стаксель и штормовой стаксель, размер которых установлен международными стандартами.

Маневренный «Инглинг»

Длина этой лодки, рассчитанной на экипаж из трех человек – 6,35 метра, а ширина – 1,73. Весит она 645 килограммов. Парусная площадь спинакера составляет 21 квадратный метр, грота и стакселя – 14.

Это классическое гоночное судно было разработано норвежским конструктором Яном Лингом (его имя зашифровано в названии) в качестве адаптированной под его сына-подростка мини-версии более старшего детища «Солинг».

В переводе с норвежского «Инглинг» значит еще и «юноша».

Послушная, легко управляемая яхта подходит для любого состава экипажа, но чаще всего используется юниорами и женщинами. Жесткий, прочный корпус лодки обеспечивает абсолютную непотопляемость даже при заполнении водой. В 1979 году «Инглинг» добился повсеместной популярности и заработал международный статус.

Поделиться:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.