CVN-78 «Джеральд Форд» – новое слово в мировом развитии авианосцев

10 ноября 2013 года мировые СМИ массово стали распространять информацию о спуске на воду новейшего американского авианосца CVN-78 Gerald R. Ford. Что же это за машина такая, что все так дружно стали обращать внимание на событие, на которое лет 30-40 назад приехали бы только считанные приглашенные?
Во-первых, этот корабль – головной в своем проекте. Он дал свое имя всем последующим за ним авианосцам.
Во-вторых, при разработке и строительстве «Джеральда Форда» применялись самые последние технические новинки, начиная от 3D-моделирования и заканчивая стелс-технологиями. Применение при постройке авианосца новых конструктивных решений и технологий позволило уменьшить массу бортового оборудования, количество личного состава и стоимость обслуживания.
В-третьих, корабль стал рекордным по затратам. Начиная с 2001 года, когда началось финансирование этой программы, на него ушло 10,5 млрд. долларов, из которых на проектные работы – 2,4 млрд., а на строительство – 8,1. Кроме того, еще 3,3 млрд. потрачено на исследовательские работы, потребовавшиеся для создания новых военных технологий. Как ни парадоксально, но следующие за ним корабли станут еще дороже, причем каждый последующий будет в цене превышать предыдущий примерно на 1,5 млрд. долларов.
Итак, с чего же все начиналось? Еще в 1996 году появилась идея применить в кораблестроении новые технологии, повышающие боевые возможности судов и снижающие их эксплуатационные расходы. Это вылилось в разработку ряда проектов: перспективного крейсера, эсминца и авианосца. Частично новые идеи удалось применить в авианосце проекта CVX. Итогом реализации этого проекта стал авианосец CVN-77 George H. W. Bush – промежуточное звено между существующими на тот момент АВМА типа «Нимиц» и перспективными «Фордами».Для более совершенных АВМА «Джеральд Форд» был разработан новый проект CVNX-1. За основу его был взят корпус старого доброго «Нимица», правда, в улучшенном и доработанном виде. К слову, корабельные дизайнеры предлагали совершенно футуристичные варианты. Перед началом работ по проекту согласно распоряжению министра ВМС для сотрудничества экспертов флота и промышленности была создана консультативная комиссия.Она выработала ряд рекомендаций, которым должен был соответствовать перспективный корабль.
1.Водоизмещение не ниже 100 000 тонн и большая полетная палуба.Это позволяет базироваться на авианосце авиакрылу полного состава, обеспечивать полеты всех перспективных авиационных средств, планирующихся к принятию на вооружение в будущем. Работать они обязаны в любых метеоусловиях.
2.Оснащение ядерной энергетической установкой. ЯЭУ позволит осуществлять экстренные переходы в районы развертывания на максимально возможной скорости, не требуя дозаправки топливом. Кроме того, единая электроэнергетическая система призвана обеспечить работу всех существующих и перспективных механизмов, средств вооружения. Перезарядку ядерного топлива на протяжении эксплуатации корабля рекомендовано исключить.
3.Снижение электромагнитной и акустической заметности для повышения живучести корабля.
4. Сокращение расходов на строительство и эксплуатацию путем внедрения новых технологий.
Рекомендации были приняты, и в 2001 году началось финансирование программы CVNX-1. Перед проектировщиками стояла нелегкая задача – сделать корабль со сниженной на 20% стоимостью жизненного цикла. Подсчитано, что за 50 лет эксплуатационные расходы достигают суммы 21-22 млрд. долларов, из которых 40% (9 млрд.) приходится на содержание личного состава. Чтобы уменьшить затраты, надо было сократить численность экипажа авианосца на 1 000 человек.
Для снижения электромагнитной сигнатуры решено было уменьшить размеры надстройки корабля. На традиционных авианосцах она поднимается на 30-метровую высоту, давая засветку, равнозначную ЭПР эсминца типа «Орли Берк». Были проведены специальные исследования, подтвердившие целесообразность замены одной крупной надстройки на несколько небольших. В итоге надстройку уменьшили в размерах, сдвинули ее в корму и вынесли за линию борта. На мачте из композитных материалов расположили неподвижные радары, оснащенные фазированными антенными решетками и систему JPALS для автоматического подлета и посадки. Кроме того, применив конформные антенны, закругленное сопряжение бортов и полетной палубы в комплексе со специальными покрытиями и другими мерами, конструкторы в конечном итоге добились того, что «Джеральд Форд» имеет ЭПР, сравнимую с ЭПР эсминца сопровождения.
Строительство корабля началось в августе 2005 года. Закладка же собственно судна произошла 14 ноября 2009. На нее была приглашена дочь бывшего президента Джеральда Р. Форда – Сюзан Форд Бойлс. Она стала некоей покровительницей корабля, а ее инициалы написали сваркой на стальном листе, вложенном в первой секции киля. Основная фаза строительства длилась 4 года, завершившись в начале ноября 2013.
Теперь можно подвести некоторые итоги.
1. Авианосец «Джеральд Форд» обладает водоизмещением в 112 000 тонн.
2. Силовая установка состоит из двух усовершенствованных водо-водяных ядерных реакторов, имеющих увеличенный срок эксплуатации. Единожды загруженные в реактор топливные стержни теперь будут служить до конца срока эксплуатации корабля. Это первый в практике корабельный ядерный реактор, не требующий перезагрузки топлива. Его мощность относительно предшественников увеличена на четверть, причем трудоемкость обслуживания снижена на 50%. Возможность выработки электроэнергии на борту теперь увеличена на 150% по сравнению с ныне действующими машинами.
3. Четыре главных турбозубчатых агрегата работают на 4 винта.
4. Скорость хода этого 317-метрового корабля превышает 30 узлов.
5. Наибольшая ширина взлетной палубы равняется 40,8 метра.
6. Количество экипажа, куда входят собственно моряки, вспомогательный персонал и авиагруппа, составляет 4660 человек. Столь существенное уменьшение экипажа достигнуто благодаря снижению на 30% трудоемкости обслуживания всех технических систем и за счет внедрения автоматизации процессов. Работать и размещаться они будут на 25 палубах.
7. На борту будет находиться 75 летательных аппаратов, в число которых входят самолеты различного назначения, вертолеты и БПЛА. Самолеты и БПЛА будет теперь разгонять электромагнитная катапульта EMALS фирмы General Atomics, вместо традиционной паровой С-13.
О катапульте следует сказать особо. Это главная новинка корабля, доселе нигде не применявшаяся. Ее масса составляет ровно половину от паровой катапульты, что экономит до 10% от веса всего корабля. Конструктивно электромагнитная катапульта проще паровой, в ней нет расходного материала (пара), как нет и износа гидравлики. В сравнении с авианосцами предыдущих поколений электромагнитная катапульта позволяет увеличить число самолетовылетов до 160 за день (сейчас предел 140), а в кризисных случаях до 220. Всего же за время службы она должна обеспечить 500 000 взлетов.
Но при столь явных выгодах, в ней есть и недостатки. Электромагнитное оборудование более чувствительно к агрессивной морской среде. Некоторые компоненты могут создавать совсем нежелательные колебания палубы, а электромагнитные импульсы во время работы могут создавать помехи оборудованию самого корабля.8. «Джеральд Форд» оснащен системой контролирующей вес и устойчивость судна, у него улучшены возможности для взаимодействия с другими кораблями. Существенные изменения коснулись внутренних помещений корабля, изменилась и конфигурация полетной палубы. Благодаря новым подходам к компоновке внутренние объемы могут быстро реконфигурироваться в случае надобности установки новой аппаратуры.
9. Усовершенствована система складирования боеприпасов и других расходных материалов. Хранилища на корабле удвоенной высоты. Все боевые запасы будут подаваться на уровень 02 под полетную палубу, где расположены пункты их обработки и сборки. Отсюда скоростными подъемниками их будут отправлять на верхнюю палубу.
В борьбе за уменьшение веса, количество секций ангара уменьшено до двух. Количество самолетоподъемников также уменьшено – до трех, причем, они размещаются теперь в диаметральной плоскости, а не побортно. Расширенная палуба позволила разместить сразу 18 пунктов для вооружения и заправки самолетов.
10. Новые турбоэлектрические аэрофинишеры фирмы «Дженерал Атомикс» (General Atomics), оснащенные синтетическими тросами, обеспечат самолетам более плавный пробег при посадке. Натяжение троса регулируется электромотором, что избавит и сам трос, и фюзеляж самолета, и тормозной гак от экстремальных нагрузок. За весь период службы авианосец «Джеральд Форд», как прогнозируют разработчики, может принять участие не менее чем в 3 крупных региональных конфликтах, в 20 более мелких, обеспечить полмиллиона взлетов и посадок, пройти в море порядка 3 млн. морских миль, проведя в плаваниях 6 тыс. суток. За это время на его борту будут служить 100 тыс. человек.
Средства самообороны корабля представлены ракетами «Усовершенствованный Си Спарроу» фирмы «Райтеон» (ESSM – Evolved Sea Sparrow Missile), установленных в двух 8-контейнерных пусковых установках, каждая их которых рассчитана на 32 ракеты. Для боя на ближних дистанциях установлены зенитные ракеты RAM (программа Rolling Airframe Missile) фирм «Райтеон» и «Рамсис» (Ramsys GmbH).
Радиоэлектронное вооружение авианосца обеспечивает объемный обзор пространства вокруг себя. За это отвечает двухдиапазонная радиолокационная система DBR, интегрирующая в себе радар AN/SPY-3 (X-диапазон) с радаром объёмного обзора VSR (S-диапазон). Такая система позволяет проводить как обзор, так и сопровождение целей, управлять зенитными ракетами, подсвечивать цели на конечных участках траектории противоракет, а также выполнять массу других функций, связанных как с собственной безопасностью, так и с управлением полетами. Такая же АСБУ «Aegis» с ФАР уже была установлена на предшественнике «Форда» – CVN-77 George H. W. Bush.Ударная составляющая представлена новейшими модификациями уже проверенных истребителей F/A-18E/F Super Hornet. В перспективе их должны дополнить или заменить F-35C и авиагруппа БПЛА. Истребители F/A-18E/F Super Hornet будут выступать также в роли перехватчиков для защиты авианосца. Пока что в США других палубных самолетов для этой работы нет.
Для радиоэлектронной борьбы будет применяться EA-18G Growler – специальная версия «Хорнета», что унифицирует состав авиагруппы.
Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления представлены новой версией «Хокаев» – E-2D Advanced Hawkeye. По внешнему виду от старых машин они практически неотличимы, но возможности их существенно больше. В частности, они теперь могут координировать воздушные удары по целям в воздухе, на земле и на воде.
Постепенно превращающийся в «рабочую лошадку» конвертоплан V-22 Osprey (вариант S) должен заменить «Викинг» как противолодочный самолет. Он же в варианте Н будет использоваться как десантная и поисково-спасательная машина, хотя это не отменяет наличие на борту традиционных «Си Хоков».Итак, CVN-78 Gerald R. Ford представляет собой ударный корабль с ограниченными защитными функциями. Он идеально подходит для действий против стран 2-го мира, имеющих ограниченные боевые возможности. С другой стороны, гигантская стоимость судна и его вооружений не может сделать его массовым, хотя строительство, по крайней мере, двух подобных кораблей планируется.
Полное завершение строительства авианосца CVN-78 Gerald R. Ford должно произойти в 2015 году.