Лодка из фанеры своими руками — как сделать в домашних условиях?

Лодка из фанеры своими руками — мечта мужчины, любящего сорваться в приятное путешествие, порыбачить, поохотиться.

Самодельная лодка – не только экономия стоимости и самостоятельный выбор типа конструкции, но и – предмет личной мужской гордости.

Обычную лодку купить может почти каждый, а вот смастерить собственную – мало кто.

Попробуем вместе разобрать все нюансы этого непростого процесса.

Выбор чертежа

Выбор чертежа – наиболее сложный этап, так как встаёт мучительный выбор – какой вариант предпочтителен. Собственные запросы (вместительность, компактность, вес, применение) – позволяют определиться с выбором.

Вместительность

Стандартная фанерная лодка обладает вместимостью «два с половиной человека». Надёжные переделки – позволяют увеличить вместительность до четырёх человек, облегчённые варианты – уменьшить до одного.

Наиболее массивные модели – позволяют усаживать до пяти человек, однако – это приводит к неповоротливости конструкции и излишнему весу, а любые попытки облегчения – к общей ненадёжности лодки.

Компактность

Наиболее миниатюрные модели – одноместные. Плоскодонки — занимают меньше места в длину, но больше – в ширину (удобный вариант — для хранения в гараже или частном домике), обтекаемые лодки средней посадки – длиннее, но меньше в ширину (можно подвесить в сарае).

Выбор стоит делать – опираясь на будущее место хранения. Крайне не рекомендуется держать лодку на причале – фанерным конструкциям это на пользу не идёт. Внутренняя отделка может покоробиться от влаги – что приведёт к появлению микротрещин в обшивке.

Вес

Когда имеется машина – вопросов не возникает. Но ключевое преимущество фанерных лодок – в небольшом весе, поэтому не стоит утяжелять конструкцию. Массивные варианты из досок в качестве каркаса – могут весить шестьдесят и более килограмм. Многовато для ручной поклажи.

Лодки из фанеры типа «классика» — тридцать и менее килограмм. При определённом старании можно уменьшить и облегчить конструкцию до 10-15 килограмм (одноместные лодки для тихой воды). Такой вариант могут спокойно переносить по земле два человека на длительные расстояния. А если имеются специальные крепления для спины и плеч – справится и один.

Применение

Для тихой воды («лужа», пруд, озеро) – подойдёт обычная плоскодонка низкой посадки с невысокими бортами. Оптимальный движитель – вёсла, можно поставить — мотор (борта придётся завысить).

Для крупного водоёма (протяжённое озеро, водохранилище) – подойдёт плоскодонка или обтекаемый корпус с завышенными бортами и укреплённым килем со средней посадкой. Оптимальный движитель – мотор, желающие могут использовать — вёсла (достаточно трудоёмкий процесс на дальних расстояниях), либо — косой парус + вёсла.

Для реки (совсем мелкие ручейки и бурные ручьи горного типа – не учитываются) – подойдёт обтекаемый корпус средней посадки с укреплённым килем и высокими бортами. Можно использовать плоскодонки – при очень неторопливом течении. Оптимальный движитель – мотор, можно — вёсла (чем сильнее течение – тем сложнее управлять).

Отлично для рек подходят классические формы типа «волжанка» — опробованные ещё нашими пращурами на многочисленных реках и речушках Поволжья.

Подготовительный этап

Когда желаемый тип лодки – выбран, можно искать чертёж. Задача сложная, но – интересная. В общем доступе выложено множество вариантов фанерных и древесных лодок – от лёгких и юрких, напоминающих былые модели «из коры», до тяжеловесных – полноценных катеров с крытым верхом и надёжной системой управления.

Можно самостоятельно создать чертёж – если уже имеются навыки 3D-моделирования и опыт создания лодок. В любом из вариантов – следует тщательно перепроверить все элементы чертежа.

Приемлемое отклонение – 0.1 миллиметр или чуть больше. Отклонение в 0.5 миллиметров – уже создаёт микроскопические щели, губительно сказывающиеся на надёжности конструкции.

Готовый вариант чертежа с помощью миллиметровки — переносится на лист используемой фанеры или доски (последний вариант технически сложнее – так как потребуется задавать округлую форму носовой части). Можно использовать остро заточенный карандаш (придётся подтачивать несколько раз), стило или другой инструмент с острым кончиком.

После получения готового рисунка – рекомендуется перечертить рисунок на восковую бумагу и аккуратно сложить её ровно пополам. Если все элементы сойдутся без отклонений – чертёж удачен. Восковая бумага рекомендована для проверки правильности на всех этапах – лучше проверить семь раз на бумаге, чем один раз переделывать на дереве.

Выбор материалов

Оптимальный вариант: многослойная фанера – для корпуса (рекомендуется ФСФ, если имеется возможность — ФБ или БС), можно использовать шпон – для обшивки. Скрепляющие элементы – также фанера, либо более массивный вариант – доски. Уключины для весёл, либо крепление для мотора/паруса – приобретаются заводские.

Все древесные элементы должны быть отличного качества – небольшие изъяны, сучки, покоробившиеся уголки способны загубить хорошую задумку на последних этапах воплощения.

Внутренняя часть лодка конструируется по свободному выбору из наиболее удобных материалов. Главное – скрепляющиеся элементы. Закрытый или открытый вариант передней/задней части лодки, расположение дополнительных сидений – дело личного выбора. Главное – сохранение устойчивости конструкции и рекомендуемой посадки.

Интересный вариант – в качестве обшивки могут использоваться различные материалы. Например, стеклоткань или тонкие листы металла (кроме облегчённых моделей). Использование прорезиненной ткани не рекомендуется – слишком тяжёлый вес.

Дополнительная устойчивость и необходимый уровень посадки – достигается грамотным использованием кусков пенопласта, иногда применяется более простой вариант – монтажная пена, но она – менее надёжна.

Основной способ скрепления деталей (помимо пазов и специального клея) – гвозди. В разумных пределах – допускается использование саморезов с потайной головкой (кроме деталей с высоким напряжением – где стержень может переломиться при ударе).

Многократная пропитка специальным лаком всех открытых элементов конструкции – обязательное условие.

Изготовление самодельной лодки

Следующий важный этап – выбор рабочего места. Оно должно быть достаточно просторным – чтобы не было затруднений с перемещением элементов лодки, и достаточно сухим — чтобы не влага не портила ещё не обработанные элементы.

Для начала строительства необходим стапель – его можно смастерить из бревён и досок для настила.

Обязательно иметь несколько видов пил – грубого пропила для черновой работы (пилорама, бензопила, ножовка с крупными зубьями), и – мелкого пропила для ювелирной подгонки без отклонений. Рулетка с точными делениями или другое приспособление для замера, молоток, рубанок, другие инструменты – по личному предпочтению.

Основной этап изготовления технически сложен, энергоёмок – но размерен. Каждый чертёж – имеет приложение с точным описанием последовательности действий, которая напрямую зависит от конкретной модели выбранной лодки.

Главное в трудной работе – это уверенность, упорство и сохранение спокойствия в любой ситуации.

Поделиться:
1 Комментарий
  • Клара says:

    У дяди была такая лодка. Когда приезжали к ним в гости, то он нас всегда катал. Да и лодку он сделал сам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.